Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Основание и цели разработки требований. Настоящие рекомендации разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по физической культуре (для основной средней школы, полной средней школы с базовым и профильным уровнями образования).

Требования представляют собой оптимальные рекомендации к материально-техническому оснащению учебного процесса, предъявляемого в условиях ввода государственного стандарта по физической культуре. Требования включают в себя перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования, а также характеризуют перечни спортивных залов (кабинетов) и пришкольных плоскостных спортивных сооружений.

Новизна разработанных требований. Государственный стандарт образования по физической культуре предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, что определяет освоение учащимися не только предметных умений, но и развитие у них широкого комплекса общих учебных умений и обобщенных способов деятельности, связанных с формированием познавательной, информационной и коммуникативной компетентности. Поэтому, в отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по физической культуре, материально-техническое оснащение образовательного процесса ориентируется, прежде всего, не эффективное решение этих задач, на создание необходимых условий для полной реализации требований к уровню подготовки выпускников по предмету физической культуры. Отличительной особенностью требований к оснащенности учебного процесса по физической культуре является включение в перечень нестандартного инвентаря и оборудования, измерительных приборов, используемых учащимися в самостоятельных формах учебной деятельности. Кроме того, требования включают не только объекты и средства материально-технического обеспечения, выпускаемых в настоящее время, но и перспективных, создание которых необходимо для обеспечения ввода государственного стандарта по физической культуре.

Принципы отбора объектов и средств материально-технического оснащения. В перечнях объектов и средств материально-технического оснащения, вошедших в состав настоящих требований, представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов. Это вызвано тем, что в современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые технологии и методики, носители учебной информации и программно-методического обеспечения образования.

Большинство включенных средств и объектов материально-технического обеспечения носят многофункциональный характер, могут использоваться в разных учебных темах, при решении разных педагогических задач.

Многие из включенных средств и объектов материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми и их использование ориентированно как на преподавание конкретных предметных тем, так и создание условий для формирования и развития умений и навыков учащихся.

Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования. Настоящие требования к оснащению образовательного процесса выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Требования исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, выполнению творческих заданий, усиления аналитического компонента учебной деятельности.

Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления их собственной базы материально-технических средств обучения.

Расчет количественных показателей. Количество учебного оборудования приводится в расчете на один спортивный зал (кабинет). При этом, использование значительной части указанных средств связано с выполнением не только внутрипредметных, но и общих учебных задач. Оснащение этими техническими средствами рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения.

Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (26-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:

  • Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
  • К – полный комплект (из расчета на каждого учащегося, исходя из реальной наполняемости класса);
  • Г – комплект, необходимый для практической работы в группах,  насчитывающих по несколько учащихся.

Характеристика учебных помещений. Спортивный зал (кабинет) и пришкольный спортивный стадион (площадка) должны удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Спортивный зал и пришкольные спортивные стадионы (площадки) должны быть оснащены типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки выпускников основной и средней (полной) школы на базовом и профильном уровне. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения.

Наименования объектов и средств материально-технического обеспеченияНеобходимое количествоПримечание
Основная школаСтаршая школа
Базов уров.Проф уров
  1.  БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
1.1.Стандарт основного общего образования по физической культуреД  Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала)
1.2Стандарт среднего  (полного) общего образования по физической культуре (базовый уровень) Д 
1.3Стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре (профильный уровень)  Д
1.4Примерная программа по физической культуре основного общего образования по физической культуреД  
1.5Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования (базовый профиль) Д 
1.6Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования (профильный уровень)  Д
1.7Авторские рабочие программы по физической культуреДДД
1.8Учебник по физической культуреКККВ библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендуемых или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации
1.9  Дидактические материалы по основам разделам и темам учебного предмета «Физическая культура»Г  Г  Г  Комплекты разноуровневых тематических заданий, дидактических карточек.
1.10Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, Олимпийскому движениюДДДВ составе библиотечного фонда
1. 11Методические издания по физической культуре для учителейДД Методические пособия и рекомендации Ж. «Физическая культура в школе»
2.ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
2.1Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленностиД   
2.2Плакаты методическиеДДДКомплекты плакатов по методике обучения двигательным действиям, гимнастическим комплексам, общеразвивающим и корригирующим упражнениям
2.3Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры спорта и Олимпийского движенияД   
3.ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ
3.1Видеофильмы по основным разделам и темам учебного предмета «Физическая культура»ДДД 
3.2АудиозаписиДДДДля проведения гимнастических комплексов, обучения танцевальным движениям; проведения спортивных соревнований и физкультурных праздников    
4.ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
4.1Телевизор с универсальной подставкойД  Телевизор не менее 72 см по диагонали
4.2Видеомагнитофон с комплектом видеокассет  Д   
4.3Аудио-центр с системой озвучивания спортивных залов и площадокД  Аудио-центр с возможностью использования аудио-дисков, CD R, CD RW, МРЗ, а также магнитных записей
4.4.Радиомикрофон (петличный)Д   
4.5.Мегафон    
4.6Мультимедийный компьтерД  Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).
4.7СканерД   
4.8.Принтер лазерныйД   
4.9.Копировальный аппаратД  Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения
4.10Цифровая видеокамераД  Могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения
4.11Цифровая фотокамераД  
4.12МультимедиапроекторД   
4.13Экран (на штативе или навесной)Д  Минимальные размеры 1,25х1,25
5.УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
 Гимнастика    
5.1.Стенка гимнастическаяГГГ 
5.2Бревно гимнастическое напольноеГ   
5.3Бревно гимнастическое высокоеГГГ 
5.4.Козел гимнастическийГГГ 
5.5.Конь гимнастический  Г 
5.6ПерекладинаГГГ 
 гимнастическая    
5.7.Брусья гимнастические, разновысокиеГГГ 
5.7Брусья гимнастические, параллельныеГГГ 
5.8.Кольца гимнастические, с механизмом крепления ГГ 
5.9Канат для лазания, с механизмом крепленияГГГ 
5.10Мост гимнастический подкиднойГГГ 
5.11Скамейка гимнастическая жесткаяГГГ 
5.12Скамейка гимнастическая мягкаяГГГ 
5.13Комплект навесного оборудованияГГГВ комплект входят: перекладина, брусья, мишени для метания
5.14Контейнер с набором т/а гантелейГ   
5.15Скамья атлетическая, вертикальная ГГ 
5.16Скамья атлетическая, наклонная ГГ 
5.17Стойка для штанги ДД 
5.18Штанги тренировочные ГГ 
5.19Гантели наборные ГГ 
5.20Вибрационный тренажер М.Ф.АгашинаГГГ 
5.21Коврик гимнастическийККК 
5.22Станок хореографическийГГГ 
5.23Акробатическая дорожкаГГГ 
5.24Покрытие для борцовского ковра ДД 
5.25Маты борцовские ГГ 
5.26Маты гимнастические    
5.27Мяч набивной (1 кг, 2кг, 3 кг)ГГГ 
5.28Мяч малый (теннисный)ККК 
5.29Скакалка гимнастическаяККК 
5.30Мяч малый (мягкий)ККК 
5.31Палка гимнастическаяККК 
5.32Обруч гимнастическийККК 
5.33Коврики массажныеГГ  
5.34Секундомер настенный с защитной сеткой  Д   
5.35ПылесосДДДДля влажной уборки зала и спортивного инвентаря
5.36Сетка для переноса малых мячейД  ДД 
 Легкая атлетика    
5.37Планка для прыжков в высотуДД  
5.38Стойки для прыжков в высотуДД  
5.39Барьеры л/а тренировочные ГГ 
5.40Флажки разметочные на опореГ   
5.41Лента финишнаяД   
5.2Дорожка разметочная для прыжков в длину с местаГ   
5.43Рулетка измерительная (10м; 50м)Д   
5.44Номера нагрудныеГГГ 
 Спортивные игры    
5.45Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткойД   
5.46Шиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткойГ   
5.47Мячи баскетбольныеГГГ 
5.48Сетка для переноса и хранения мячейДДД 
5.49Жилетки игровые с номерамиГГГ 
5.50Стойки волейбольные универсальныеД   
5.51Сетка волейбольнаяД   
5.52Мячи волейбольныеГГГ 
5.53Сетка для переноски и хранения баскетбольных мячейДДД 
5.54Табло перекидноеД   
5.55Жилетки  игровые с номерамиГГГ 
5.56Ворота для мини-футболаД   
5.57Сетка для ворот мини-футболаД   
5.58Мячи футбольныеГГГ 
5.59Номера нагрудныеГГГ 
5.60Компрессор для накачивания мячейД   
 Туризм    
5.61Палатки туристские (двух местные)Г   
5.62Рюкзаки туристскиеГ   
5.63Комплект туристский бивуачныйД   
 Измерительные приборы
5.64ПульсометрГГ  
5.65Шагомер электронныйГГ  
5.66Комплект динамометров ручныхД   
5.67Динамометр становойД   
5.68Ступенька универсальная (для степ-теста)Г   
5.69Тонометр автоматическийД   
5.70Весы медицинские с ростомеромДД  
 Средства до врачебной помощи    
5.71Аптечка медицинскаяДД  
 Дополнительный инвентарь    
5.80Доска аудиторная с магнитной поверхностью  Д  Доска должна быть передвижная и легко перемещаться по спортивному залу
6.СПОРТИВНЫЕ ЗАЛЫ
6.1Спортивный зал игровой   С раздевалками для мальчиков и девочек (шкафчики, мягкие гимнастические скамейки, коврики), душевыми для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек.
6.2Спортивный зал гимнастический   С раздевалками для мальчиков и девочек (шкафчики, мягкие гимнастические скамейки, коврики), душевыми для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек.
6.3Зоны рекреации   Для проведения динамических пауз (перемен)  
6.4Кабинет учителя   Включает в себя: рабочий стол, стулья, сейф, шкафы книжные (полки), шкаф для одежды
6.5Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования   Включает в себя: стеллажи, контейнеры
7.ПРИШКОЛЬНЫЙ СТАДИОН (ПЛОЩАДКА)
7.1Легкоатлетическая дорожкаД   
7.2Сектор для прыжков в длинуД   
7.3Сектор для прыжков в высотуД   
7.4Игровое поле для футбола (мини-футбола)Д   
7.5Площадка игровая баскетбольнаяД   
7.6Площадка игровая волейбольнаяД   
7.7Гимнастический городокДД  
7.8Полоса препятствийДД  
7.9Лыжная трассаД  Включающая, небольшие отлогие склоны
7.10Комплект шансовых инструментов для подготовки мест занятий на спортивном стадионеД