Рабочая программа по физической культуре (базовый уровень) 1 класс

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основана на программе по предметной линии учебников В.И. Ляха и обеспечена учебником для общеобразовательных учреждений «Физическая культура. 1—4 классы» (М.: Просвещение).

Общая характеристика предмета.

Физическая культура — это обязательный учеб¬ный курс в общеобразовательных учреждениях. Учебный предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения — физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня (физкультминутка, зарядка и т. п.) и второй половины дня (гимнастика, подвижные игры), внеклассной работой по физиче¬ской культуре (спортивные секции, группы ОФП), физкультурно-массовыми и спортивными меро-приятиями (дни здоровья, спортивные праздники, походы и т. п.) — достигается формирование фи¬зической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических заня¬тиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.При создании данной программы учитывалось, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка.

Цель обучения — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Задачи обучения:

  • • укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармо-ничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
  • • формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
  • • обучение методике движений;
  • • развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирование простран-ственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, ритм, быстрота и точ¬ность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных (скоростные, скоростно-силовые, выносливость, гибкость) способно¬стей;
  • • формирование элементарных знаний о личной гигиене, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических координационных и кондиционных способностей;
  • • выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
  • • формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
  • • приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интереса к опре-деленным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
  • • воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честно¬сти, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (восприятие и представление, память, мышление и др.) в ходе двигательной деятельности.

Общая характеристика курса

Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:

  • • требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленной в Федральном государственном стандарте;
  • • концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
  • • Федеральном законе «Об образовании»;
  • • Федеральном законе «О физической культуре и спорте»;
  • • Стратегии национальной безопасности Россйской Федерации до 2020 г.;
  • • примерной программе начального общего образования;
  • •приказе Минобрнауки РФ от 30 августа 2010 г. № 889.

Учебный план.

На курс «Физическая культура» в 1 классе от¬водится 99 часов, по 3 часа в неделю. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введен приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета “Физическая куль¬тура” использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучаю¬щихся, внедрение современных систем физического воспитания».

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального го¬сударственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки Российской Фе¬дерации от 6 октября 2009 г. № 373) данная рабочая программа для 1 класса направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предмет¬ных результатов по физической культуре.Личностные результаты:

  • • формирование чувства гордости за свою Ро¬дину, российский народ и историю России, осознание этнической и национальной при¬надлежности;
  • • формирование уважительного отношения к культуре других народов;
  • • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли;
  • • развитие этических чувств, доброжелательно¬сти и эмоционально-нравственной отзывчи¬вости, сопереживания чувствам других людей;
  • • развитие навыков сотрудничества со сверст¬никами и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
  • • развитие самостоятельности и личной ответ¬ственности за свои поступки на основе пред-ставлений о нравственных нормах, социаль¬ной справедливости и свободе;
  • • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • • формирование установки на безопасный, здо¬ровый образ жизни.
  • • овладение способностью принимать и сохра¬нять цели и задачи учебной деятельности, по¬иска средств ее осуществления;
  • • формирование умений планировать, контро¬лировать и оценивать учебные действия в со-ответствии с поставленной задачей и усло¬виями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения резуль¬тата;
  • • определение общей цели и путей ее дости¬жения; умение договариваться о распреде¬лении функций и ролей в совместной дея¬тельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оце¬нивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • • готовность конструктивно разрешать кон¬фликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  • • овладение начальными сведениями о сущ¬ности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного пред¬мета;
  • • овладение базовыми предметными и межпред¬метными понятиями, отражающими сущест¬венные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты:
  • • формирование первоначальных представ¬лений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о ее позитив¬ном влиянии на развитие человека (физи¬ческое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здо¬ровье как факторах успешной учебы и социа¬лизации;
  • • овладение умением организовывать здоро¬вьесберегающую жизнедеятельность (оздорешительные мероприятия, подвижные игры ит. д.);
  • • формирование навыка систематического на¬блюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, коор-динация движений, гибкость).

Содержание курса

Знания о физической культуре.Что такое коорди¬нация движений; что такое дистанция; как возникли физическая культура и спорт. Ученики получат пер¬воначальные сведения об Олимпийских играх — ко¬гда появились, кто воссоздал символы и традиции; что такое физическая культура; получат представ¬ление о том, что такое темп и ритм, для чего они нужны и как влияют на выполнение упражнений; что такое личная гигиена человека; получат перво¬начальные сведения овнутренних органах челове¬ка и его скелете; узнают, что такое гимнастика, где появилась и почему так названа; что такое осанка.

Гимнастика с элементами акробатики.Ученики научатся строиться в шеренгу и колонну; размыкать¬ся на руки в стороны; перестраиваться разведени¬ем в две колонны; выполнять повороты направо, налево, кругом; команды «равняйсь», «смирно», «по порядку рассчитайсь», «на первый-второй рассчитайсь», «налево в обход шагом марш», «шагом марш», «бегом марш»; выполнять разминку, направ¬ленную на развитие координации движений; запо¬минать короткие временные отрезки; подтягиваться на низкой перекладине из виса лежа; выполнять вис на время; проходить станции круговой тренировки; выполнять различные перекаты, кувырок вперед, «мост», стойку на лопатках, стойку на голове; ла¬зать и перелезать по гимнастической стенке; лазать по канату; выполнять висы на перекладине; прыжки со скакалкой, в скакалку, вращение обруча; вис уг¬лом, вис согнувшись, вис прогнувшись и переворот на гимнастических кольцах.

Легкая атлетика.Ученики научатся технике высокого старта; пробегать на скорость дистанцию 30 м; выполнять челночный бег 3×10м; беговую раз¬минку; метание как на дальность, так и на точность; технике прыжка в длину с места; выполнять прыжок в высоту с прямого разбега, а также прыжок в высоту спиной вперед; бегать различные варианты эстафет; выполнять броски набивного мяча от груди и снизу.

Лыжная подготовка.Ученики научатся пере¬носить лыжи по команде «на плечо», «под рукой»; выполнять ступающий и скользящий шаг как с пал¬ками, так и без, повороты переступанием как с пал¬ками, так и без, подъем на склон «полуелочкой» с лыжными палками и без них, спуск под уклонв основной стойке с лыжными палками и без них; торможение падением; проходить дистанцию 1,5 км; кататься на лыжах «змейкой».

Подвижные игры.Ученики научатся играть в по¬движные игры: «Ловишка», «Ловишка с мешочком на голове», «Прерванные пятнашки», «Гуси-лебеди», «Горелки», «Колдунчики», «Мышеловка», «Салки», «Салки с домиками», «Два Мороза»; «Волк во рву», «Охотник и зайцы», «Кто быстрее схватит», «Совушка», «Осада города», «Вышибалы», «Ночная охота», «Удочка», «Успей убрать», «Волшебные елочки», «Шмель», «Береги предмет», «Попрыгунчики-воробушки», «Белки в лесу», «Белочка-защитница», «Бегуны и прыгуны», «Грибы-шалуны», «Котел», «Охотники и утки», «Антивышибалы», «Забросай противника мячами», «Вышибалы через сетку», «Точно в цель», «Собачки», «Лес, болото, озеро», «Запрещенное дви¬жение», «Хвостики», «Хвостики», «Бросай далеко, собирай быстрее», «Игра в птиц», «Игра в птиц с мячом», «День и ночь»; выполнять ловлю и броски мяча в парах, ведение мяча правой и левой рукой, броски мяча через волейбольную сетку.

Распределение учебных часов по разделам программы

Количество часов, отводимых на изучение каж¬дой темы, и количество контрольных работ по данной теме приведено в таблице в документе.

Материально-техническое обеспечение

  • 1. Библиотечный фонд:
  • • стандарт начального общего образования по физической культуре;
  • • примерные программы по учебным предме¬там. («Физическая культура. 1—4 классы»);
  • • рабочие программы по физической культуре;
  • • учебники и пособия, которые входят в пред¬метную линию В.И. Ляха;
  • • методические издания по физической культу¬ре для учителей.
  • 2. Демонстрационные материалы:
  • • таблицы стандартов физического развития и физической подготовленности; плакаты методические;
  • • портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры, спорта и олимпийского движения.
  • 3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
  • • стенка гимнастическая;
  • • бревно гимнастическое напольное;
  • • скамейки гимнастические;
  • • перекладина гимнастическая;
  • • канат для лазанья;
  • • маты гимнастические;
  • • мячи набивные (1 кг);
  • • скакалки гимнастические;
  • • мячи малые (резиновые, теннисные);
  • • палки гимнастические;
  • • обручи гимнастические;
  • • рулетка измерительная (10 м, 50 м);
  • • щиты с баскетбольными кольцами;
  • • стойки волейбольные;
  • • сетка волейбольная;
  • • аптечка медицинская

Скачать планирование