Рабочая программа по физической культуре (базовый уровень) 3 классы

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана в со­ответствии с основными положениями Федераль­ного государственного образовательного стандарта начального общего образования, основана на про­грамме по предметной линии учебников В.И. Ляха и обеспечена учебником для общеобразовательных учреждений «Физическая культура. 1—4 классы» (М.: Просвещение).

Общая характеристика предмета

Физическая культура — это обязательный учеб­ный курс в общеобразовательных учреждениях. Учебный предмет «Физическая культура» являет­ся основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения — физ­культурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня (физкультминутка, зарядка и т. п.) и второй половины дня (гимнастика, по­движные игры), внеклассной работой по физиче­ской культуре (спортивные секции, группы ОФП), физкультурно-массовыми и спортивными меро­приятиями (дни здоровья, спортивные праздники, походы и т. п.) — достигается формирование фи­зической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических заня­тиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной дея­тельности, разностороннюю физическую подготов­ленность.

При создании данной программы учитывалось, что система физического воспитания, объединяю­щая урочные, внеурочные формы занятий физиче­скими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскры­тия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка.

Цель обучения — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и ор­ганизации активного отдыха.

Задачи обучения:

•    укрепление здоровья, улучшение осанки, про­филактика плоскостопия, содействие гармонич­ному физическому, нравственному и социально­му развитию, успешному обучению;

•    формирование первоначальных умений саморе­гуляции средствами физической культуры;

•    овладение школой движений;

•    развитие координационных (точность воспроиз­ведения и дифференцирование пространствен­ных, временных и силовых параметров движе­ний, равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование дви­жений, ориентирование в пространстве) и кон­диционных (скоростные, скоростно-силовые, выносливость, гибкость) способностей;

•    формирование элементарных знаний о лич­ной гигиене, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и раз­витие физических координационных и кондици­онных способностей;

•    выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

•    формирование установки на сохранение и укреп­ление здоровья, навыков здорового и безопасно­го образа жизни;

•    приобщение к самостоятельным занятиям фи­зическими упражнениями, подвижными игра­ми, использование их в свободное время на ос­нове формирования интереса к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;

•    воспитание дисциплинированности, доброже­лательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (восприятие и представ­ление, память, мышление и др.) в ходе двига­тельной деятельности.

Общая характеристика курса

Предметом обучения физической культуре в на­чальной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укреп­ляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творче­ство и самостоятельность.

Важнейшим требованием проведения совре­менного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивиду­ального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигатель­ной подготовленности, особенностей развития пси­хических свойств и качеств, соблюдения гигиени­ческих норм.

Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Россий­ской Федерации, в том числе:

•    требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального обще­го образования, представленной в Федеральном государственном стандарте;

•    концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;

•    Федеральном законе «Об образовании»;

•    Федеральном законе «О физической культуре и спорте»;

•    Стратегии национальной безопасности Россий­ской Федерации до 2020 г.;

•    примерной программе начального общего об­разования;

•    приказе Минобрнауки России от 30 августа 2010 г. № 889.

Учебный план

На курс «Физическая культура» в 3 классе от­водится 102 ч (3 ч/нед). Третий час на преподава­ние учебного предмета «Физическая культура» был введен приказом Минобрнауки России от 30 авгу­ста 2010 г. № 889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета “Физическая культура” ис­пользовать на увеличение двигательной активно­сти и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического вос­питания».

Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения курса

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального го­сударственного образовательного стандарта (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373) данная рабочая программа для 3 класса направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.

Личностные результаты:

•    формирование чувства гордости за свою Родину, российский народи историю России, осознание этнической и национальной принадлежности;

•    формирование уважительного отношения к культуре других народов;

•    развитие мотивов учебной деятельности и осо­знание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося;

•    развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сочувствия другим людям;

•    развитие навыков сотрудничества со сверстни­ками и взрослыми в разных социальных ситуа­циях, умение не создавать конфликты и нахо­дить выходы из спорных ситуаций;

•    развитие самостоятельности и личной ответ­ственности за свои поступки на основе пред­ставлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

•    формирование эстетических потребностей, цен­ностей и чувств;

•    формирование установки на безопасный, здоро­вый образ жизни.

Метапредметные результаты:

•    овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

•    формирование умений планировать, контро­лировать и оценивать учебные действия в соот­ветствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффек­тивные способы достижения результата, общие цели и пути их достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружаю­щих, конструктивно разрешать конфликты по­средством учета интересов сторон и сотрудни­чества;

•    овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержани­ем конкретного учебного предмета, базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

•    формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепле­ния здоровья человека (физического, социаль­ного и психического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллекту­альное, эмоциональное, социальное), о физиче­ской культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

•    овладение умением организовывать здоровье­сберегающую жизнедеятельность (оздоровитель­ные мероприятия, подвижные игры и т. д.);

•    формирование навыка систематического на­блюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, коор­динация движений, гибкость).

Содержание курса

К концу учебного года учащиеся научатся:

·         по разделу «Знания о физической культуре» — выполнять организационно-методические требования, которые предъявляются на уроке физкультуры (в частности, на уроках лыжной подготовки, плавания), вести дневник

·         по разделу «Гимнастика с элементами акро­батики» — выполнять строевые упражнения (строиться в шеренгу, колонну, перестраи­ваться в одну, две и три шеренги), выполнять разминки в движении, на месте, с мешочками, с резиновыми кольцами и кружочками, с мас­сажными мячами, с обручами, с гимнастиче­ской палкой, с гимнастической скамейкой, на гимнастической скамейке, на матах, с мя­чом, разминки, направленные на развитие координации движений и гибкости, прыж­ковую разминку, разминку в парах, у гимна­стической стенки, выполнять упражнения на внимание и равновесие, наклон вперед из положения стоя и сидя, шпагаты (прямой и продольные), отжимания, подъем туловища из положения лежа, подтягиваться на низкой перекладине из виса лежа согнувшись, запо­минать временные отрезки, выполнять пере­каты, кувырок вперед с места, с разбега и через препятствие, кувырок назад, проходить стан­ции круговой тренировки, лазать и перелезать по гимнастической стенке, лазать по канату в три приема, выполнять стойку на голове и руках, мост, стойку на лопатках, висеть за­весой одной и двумя ногами на перекладине, прыгать со скакалкой, через скакалку и в ска­калку, прыгать в скакалку в тройках, выпол­нять упражнения на гимнастическом бревне, на гимнастических кольцах (вис согнувшись, вис прогнувшись, перевороты назад и вперед), лазать по наклонной гимнастической скамей­ке, выполнять вращение обруча; по разделу «Легкая атлетика» — технике высо­кого старта, технике метания мешочка (мяча) на дальность, пробегать дистанцию 30 м на время, выполнять челночный бег 3 х 10 м на время, прыгать в длину с места и с разбега, прыгать в высоту с прямого разбега, прыгать в высоту спиной вперед, прыгать на мячах- хопах, бросать набивной мяч (весом 1 кг) на дальность способом «снизу», «от груди», «из-за головы», правой и левой рукой, метать мяч на точность, проходить полосу препят­ствий;

·         по разделу «Лыжная подготовка» — передви­гаться на лыжах ступающим и скользящим шагом с лыжными палками и без них, попе­ременным и одновременным двухшажным ходом, выполнять повороты на лыжах переступанием и прыжком, переносить лыжи под рукой и на плече, проходить на лыжах ди­станцию 1,5 км, подниматься на склон «полу- елочкой», «елочкой», «лесенкой», спускаться со склона в основной стойке и в низкой стой­ке, тормозить «плугом», передвигаться и спу­скаться со склона на лыжах «змейкой»;

·         по разделу «Плавание» — выполнять размин­ку перед входом в воду, входить в воду, по­гружаться в воду с закрытыми и открытыми глазами, выполнять игровые упражнения «Крокодильчик», «Поплавок», «Медуза», «Звездочка», «Стрелка с мотором», скользить по воде на груди и спине, выполнять движе­ния ногами и руками при плавании кролем, плавать кролем на груди, прыгать в воду с тум­бы, проплывать дистанцию 25 м;

·         по разделу «Подвижные и спортивные игры» — давать пас ногами и руками, выполнять пере­дачи мяча через волейбольную сетку различ­ными способами, вводить мяч из-за боковой, выполнять броски и ловлю мяча различными способами, выполнять футбольные упраж­нения, стойке баскетболиста, ведению мяча на месте, в движении, правой и левой рукой, участвовать в эстафетах, бросать мяч в бас­кетбольное кольцо различными способами, играть в подвижные игры: «Ловишка», «Ло- вишка с мешочком на голове», «Колдунчики», «Салки», «Салки — дай руку», «Прерванные пятнашки», «Собачки», «Собачки ногами», «Бросай далеко, собирай быстрее», «Выши­балы», «Антивышибалы», «Белые медведи», «Волк во рву», «Ловля обезьян с мячом», «Пе­рестрелка», «Пустое место», «Осада города», «Подвижная цель», «Совушка», «Удочка», «Салки с домиками», «Перебежки с мешоч­ком на голове», «Мяч в туннеле», «Парашюти­сты», «Волшебные елочки», «Белочка-защит­ница», «Горячая линия», «Будь осторожен», «Шмель», «Накаты», «Вышибалы с кеглями», «Вышибалы через сетку», «Штурм», «Ловиш­ка на хопах», «Пионербол», «Точно в цель», «Борьба за мяч», «Вызов», «Командные хво­стики», «Круговая охота», «Флаг на башне», «Марш с закрытыми глазами», играть в спор­тивные игры (футбол, баскетбол, гандбол).

Распределение учебных часов
по разделам программы

Количество часов, отводимых на изучение каж­дой темы, и количество контрольных работ по дан­ной теме приведено в таблице.

ТемаКол-вочасовКол-во контроль­ных работ
Знания о физической культуре41
Гимнастика с элементами акробатики298
Легкая атлетика2512
Лыжная подготовка   222
Подвижные и спортивные игры    22  2
Общее количество часов  10225

Материально-техническое обеспечение

Библиотечный фонд:

•    стандарт начального общего образования по фи­зической культуре;

•    примерные программы по учебному предмету «Физическая культура» (1—4 классы);

•    рабочие программы по физической культуре;

•    учебники и пособия, которые входят в предмет­ную линию В.И. Ляха;

•    методические издания по физической культуре для учителей.

Демонстрационный материал:

•    таблицы стандартов физического развития и фи­зической подготовленности;

•    плакаты методические;

•    портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры, спорта и олимпийского движения.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное обо­рудование:

•      стенка гимнастическая;

•      бревно гимнастическое напольное;

•      скамейки гимнастические;

•      перекладина гимнастическая;

•      палки гимнастические;

•      скакалки гимнастические;

•      обручи гимнастические;

•      маты гимнастические;

•      перекладина навесная;

•      канат для лазанья;

•      мячи набивные (1 кг);

•      мячи массажные;

•      мячи малые (резиновые, теннисные);

•      рулетка измерительная (10 м, 50 м);

•      щиты с баскетбольными кольцами;

•      стойки волейбольные;

•      стойки с баскетбольными кольцами;

•      сетка волейбольная;

•      конусы;

•      футбольные ворота;

•      аптечка медицинская.

Скачать программу