Рабочая программа по физической культуре (базовый уровень) 4 классы

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана в соот­ветствии с основными положениями ФГОС НОО, основана на программе по предметной линии учеб­ников В.И. Ляха и обеспечена учебником для обще­образовательных учреждений «Физическая культура. 1—4 классы» (М.: Просвещение).

Общая характеристика предмета

Физическая культура — это обязательный учеб­ный курс в общеобразовательных учреждениях. Учебный предмет «Физическая культура» являет­ся основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения — физ­культурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня (физкультминутка, зарядка и т. п.) и второй половины дня (гимнастика, по­движные игры), внеклассной работой по физиче­ской культуре (спортивные секции, группы ОФП), физкультурно-массовыми и спортивными меро­приятиями (дни здоровья, спортивные праздники, походы и т. п.) — достигается формирование фи­зической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических заня­тиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной дея­тельности, разностороннюю физическую подготов­ленность.

При создании данной программы учитывалось, что система физического воспитания, объединяю­щая урочные и внеурочные формы занятий физиче­скими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскры­тия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка.

Цель обучения — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и ор­ганизации активного отдыха.

Задачи обучения:

•    укрепление здоровья, улучшение осанки, про­филактика плоскостопия, содействие гармо­ничному физическому, нравственному и со­циальному развитию, успешному обучению;

•    формирование первоначальных умений само­регуляции средствами физической культуры;

•    овладение школой движений;

•    развитие координационных (точность воспро­изведения и дифференцирование простран­ственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, ритм, быстрота и точ­ность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных (скоростные, скоростно-силовые, выносливость, гибкость) способно­стей;

•    формирование элементарных знаний о личной гигиене, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических координационных и кондиционных способностей;

•    выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

•    формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;

•    приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интереса к опре­деленным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;

•    воспитание дисциплинированности, доброже­лательного отношения к товарищам, честно­сти, отзывчивости, смелости во время выпол­нения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (восприя­тие и представление, память, мышление и др.) в ходе двигательной деятельности.

Общая характеристика курса

Предметом обучения физической культуре в на­чальной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укреп­ляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развивается мышление, творче­ство и самостоятельность.

Важнейшим требованием проведения современ­ного урока по физической культуре является обес­печение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подго­товленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Россий­ской Федерации, в том числе:

•    требованиях к результатам освоения основ­ной образовательной программы начального общего образования, представленной в Феде­ральном государственном стандарте;

•    концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;

•    Федеральном законе «Об образовании»;

•    Федеральном законе «О физической культуре и спорте»;

•    Стратегии национальной безопасности Рос­сийской Федерации до 2020 г.;

•    примерной программе начального общего об­разования;

•    приказе Минобрнауки России от 30 августа 2010 г. № 889.

Учебный план

На курс «Физическая культура» в 4 классе от­водится 102 ч (3 ч/нед). Третий час на преподава­ние учебного предмета «Физическая культура» был введен приказом Минобрнауки России от 30 авгу­ста 2010 г. № 889. В приказе было указано: «Тре­тий час учебного предмета ’’Физическая культура“ использовать на увеличение двигательной активно­сти и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического вос­питания».

Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения курса

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального го­сударственного образовательного стандарта (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373) данная рабочая программа для 4 класса направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.

Личностные результаты:

•    формирование чувства гордости за свою Ро­дину, российский народ и историю России, осознание этнической и национальной при­надлежности;

•    формирование уважительного отношения к культуре других народов;

•    развитие мотивов учебной деятельности и осо­знание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося;

•    развитие этических чувств, доброжелательно­сти и эмоционально-нравственной отзывчи­вости, сочувствия другим людям;

•    развитие навыков сотрудничества со сверст­никами и взрослыми в разных социальных ситуациях, умений не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

•    развитие самостоятельности и личной ответ­ственности за свои поступки на основе пред­ставлений о нравственных нормах, социаль­ной справедливости и свободе;

•    формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

•    формирование установки на безопасный, здо­ровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

•    овладение способностью принимать и сохра­нять цели и задачи учебной деятельности, по­иска средств ее осуществления;

•    формирование умений планировать, кон­тролировать и оценивать учебные дейст­вия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наи­более эффективные способы достижения ре­зультата, общие цели и пути их достижения, договариваться о распределении функций и ролей и осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оце­нивать собственное поведение и поведение окружающих, конструктивно разрешать кон­фликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

•    овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержани­ем конкретного учебного предмета, базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отноше­ния между объектами и процессами.

Предметные результаты:

•    формирование первоначальных представ­лений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о ее позитив­ном влиянии на развитие человека (физиче­ское, интеллектуальное, эмоциональное, со­циальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализа­ции;

•    овладение умением организовывать здоро­вьесберегающую жизнедеятельность (оздо­ровительные мероприятия, подвижные игры ит. д.);

•    формирование навыка систематического на­блюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, коор­динация движений, гибкость).

Содержание курса

К концу учебного года учащиеся научатся:

·         по разделу «Знания о физической культуре» — выполнять организационно-методические требования, которые предъявляются на уроке физкультуры (в частности, на уроках лыжной подготовки, плавания), вести дневник само­контроля, рассказывать историю появления мяча и футбола, объяснять, что такое зарядка и физкультминутка, что такое гимнастика и ее значение в жизни человека, правила обгона на лыжне;

·         по разделу «Гимнастика с элементами акро­батики» — выполнять строевые упражнения, наклон вперед из положения сидя и стоя, различные варианты висов, вис завесом од­ной и двумя ногами, кувырок вперед с места, с разбега и через препятствие, кувырок на­зад, стойку на голове, на руках, на лопатках, мост, упражнения на гимнастическом брев­не, упражнения на кольцах (вис согнувшись, вис прогнувшись, переворот назад и вперед, выкрут, махи), опорный прыжок, прохо­дить станции круговой тренировки, лазать по гимнастической стенке, по канату в два и три приема, прыгать в скакалку самостоя­тельно и в тройках, крутить обруч, напрыги- вать на гимнастический мостик, выполнять разминки на месте, бегом, в движении, с ме­шочками, гимнастическими палками, массаж­ными мячами, набивными мячами, малыми и средними мячами, скакалками, обручами, резиновыми кольцами, направленные на раз­витие гибкости и координации движений, на матах, запоминать небольшие временные промежутки, подтягиваться, отжиматься;

·         по разделу «Легкая атлетика» — пробегать 30 и 60 м на время, выполнять челночный бег, метать мешочек на дальность и мяч на точ­ность, прыгать в длину с места и с разбега, прыгать в высоту с прямого разбега, переша­гиванием, спиной вперед, проходить полосу препятствий, бросать набивной мяч способа­ми «из-за головы», «от груди», «снизу», правой и левой рукой, пробегать дистанцию 1000 м, передавать эстафетную палочку;

·         по разделу «Лыжная подготовка» — передви­гаться на лыжах скользящим и ступающим шагом с лыжными палками и без них, попе­ременным и одновременным двухшажным ходом, попеременным и одновременным од­ношажным ходом, «змейкой», выполнять по­вороты на лыжах переступанием и прыжком, подъем на склон «полуелочкой», «елочкой», «лесенкой», спуск со склона в основной стой­ке и в низкой стойке, тормозить «плугом», проходить дистанцию 2 км, играть в подвиж­ные игры на лыжах «Накаты» и «Подними предмет»;

·         по разделу «Плавание» — входить в воду, сколь­зить на груди и спине, плавать кролем на спи­не и на груди, нырять с тумбы, нырять с от­крытыми глазами, выполнять повороты в воде и игровые упражнения «Крокодильчик»,«Поплавок», «Стрелка с мотором», «Медуза», «Звездочка», проплывать дистанцию 50 м, иг­рать в подвижные игры в воде «Кто быстрее с буквами?», «Спрячься в воду»;

·         по разделу «Подвижные и спортивные игры» — выполнять пас ногами и руками, низом, вер­хом, через волейбольную сетку, ведение мяча ногами и руками, прием мяча снизу и сверху, бить и бросать по воротам, бросать и ловить мяч самостоятельно и в парах, бросать мяч в баскетбольное кольцо различными спосо­бами, играть в подвижные игры «Ловишка», «Ловишка на хопах», «Колдунчики», «Сал­ки с домиками», «Салки — дай руку», «Флаг на башне», «Бросай далеко, собирай быстрее», «Собачки», «Собачки ногами», «Командные собачки», «Вышибалы», «Вышибалы с кегля­ми», «Вышибалы с ранением», «Вышибалы через сетку», «Перестрелка», «Волк во рву», «Антивышибалы», «Защита стойки», «Капи­таны», «Осада города», «Штурм», «Удочка», «Мяч в туннеле», «Парашютисты», «Ловля обезьян», «Ловля обезьян с мячом», «Горячая линия», «Будь острожен», «Игра в мяч с фи­гурами», «Салки и мяч», «Ловишка с мешоч­ком на голове», «Катание колеса», «Марш с закрытыми глазами», «Пионербол», «Точно в цель», «Борьба за мяч», «Командные хвости­ки», «Ножной мяч», играть в спортивные игры (футбол, баскетбол, гандбол).

Распределение учебных часов
по разделам программы

Количество часов, отводимых на изучение каж­дой темы, и количество контрольных работ по дан­ной теме приведено в таблице.

ТемаКол-вочасовКол-во контроль­ных работ
Знания о физической культуре51
Гимнастика с элементами акро­батики309
Легкая атлетика2312
Лыжная подготовка121
Плавание101
Подвижные и спортивные игры222
Общее количество часов10226

Материально-техническое обеспечение

Библиотечный фонд:

•    стандарт начального общего образования по физической культуре;

•    примерные программы по учебному предмету «Физическая культура» (1—4 классы)

•    рабочие программы по физической культуре;

•    учебники и пособия, которые входят в пред­метную линию В.И. Ляха;

•    методические издания по физической культу­ре для учителей.

Демонстрационный материал:

•    таблицы стандартов физического развития и физической подготовленности;

•    плакаты методические;

•    портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры, спорта и олимпийского движения.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное обо­рудование:

•    стенка гимнастическая;

•    бревно гимнастическое напольное;

•    мостик гимнастический;

•    козел гимнастический;

•    скамейки гимнастические;

•    перекладина гимнастическая;

•    палки гимнастические;

•       скакалки гимнастические; обручи гимнастические; маты гимнастические; перекладина навесная; канат для лазанья;

•       мячи набивные (1 кг);

•       мячи малые (резиновые, теннисные);

•       рулетки измерительные (10 м, 50 м);

•       щиты с баскетбольными кольцами;

•       стойки волейбольные;

•       стойки с баскетбольными кольцами;

•       сетка волейбольная;

•       конусы;

•       футбольные ворота

•       аптечка медицинская

Скачать программу